Школьный музей "СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ" Экспонаты музея Социальный проект "Истоки"

 

 

Село Терешково расположено на правом берегу р. Дон, чуть ниже впадения в него реки Богучарка, c 1720 года село известно как дача жителей сл. Богучар. В 1838 году в центре села была построена каменная церковь Вознесения Господня, в формах позднего классицизма - ампира. Четкие геометрические формы объемов, строгие пропорции, выразительные линии декора - все это позволяет поставить сравнительно небольшую сельскую церковь в ряд интереснейших памятников архитектуры Воронежской области.

 

Программа деятельности школьного музея "Следы времени"

Музей основан  в   1985   году

Цель:         Патриотическое воспитание школьников на примере  исторического прошлого родного села,  доблестной судьбы    Героя Советского Союза Котова Я.М. и других земляков-  участников Великой Отечественной войны,   а также   героической жизни и смерти воина – интернационалиста,     капитана  М.И.Капустина, погибшего в Афганистане.

 Задачи:  

 -     Формирование представлений о политических и военных событиях Великой  Отечественной войны и современных локальных войнах     в Чечне и  Афганистане.

 -   Почитание памяти ветеранов – земляков, участников Великой  Отечественной войны и воина – интернационалиста  капитана    Капустина М.И.        

 -   Воспитание у подрастающего поколения лучших нравственных  качеств: честности, трудолюбия, мужества, уважения  памяти

    погибших, любви к Родине.

 -    Воспитание у будущих призывников гражданской сознательности,  ответственности и уважительного отношения к Армии России и   историческому прошлому своего села и своей страны.

 -      Соблюдение школьной традиции проведения мероприятий   по  патриотическому воспитанию молодёжи.

Пояснительная записка

      От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами её социального воспитания. Главным и одним из важнейших направлений в воспитательной работе нашей ДОО является патриотическое – «Наша Родина».

Мир переступил порог нового, XXI века - и нового, третьего тысячелетия истории. На таких этапных пере­крестках времен человеку особенно хочется заглянуть в будущее, угадать, каким же станет хотя бы ближайшее время. И здесь особый смысл и актуальность приобре­тает вопрос: что взять с собой из прошлого в это маня­щее будущее, а что оставить позади? Вот почему проб­лема сохранения уроков и заветов Победы 1945 года, современных интернациональных войн имеет сейчас принципиальное значение для формирования мировоззрения современной молодёжи. И ведь речь идёт не только об уроках Великой  Отечественной войны.  Историки и политики много спорят о целесообразности современных локальных войн. Но лучше всех правду знают те, кто лично прошёл через афганские и чеченские горные перевалы и ущелья, те, кто оказался там и выжил, или не выжил вообще.  Наша главная цель: показать и рассказать о  людях, осознанно избравших военную профессию, по долгу оказавшихся на войне, не задумываясь идущих на риск ради спасения человеческих жизней.

Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы  ни одна война не стала для потомков «неизвестной войной», как это уже кое-где произошло. Священный долг нашей памяти - передать грядущим поколениям всю правду о войнах и ее героях. ­Правду, не подверженную политическим манипуляци­ям или конъюнктурным искажениям масштабов и зна­чимости отгремевших сражений.

Именно такое отношение к погибшим и умершим во славу России завещано нам. Именно с них дол­жны - и верится, будут делать жизнь будущие защитники России. Они оставили потомкам бесценный дар - высочайшую нравственность фронтового братства и безмерной любви к Отечеству.     Время неумолимо: всё дальше и дальше уходят из жизни солдаты Вели­кой Отечественной войны, спасшие Россию и мир, ­уходят в легенды, воспоминания, песни, в гранит ме­мориалов, но живут рядом с нами свидетели и участники войн в Афганистане и Чечне.

Несомненно, что национальные интересы России диктуют необходимость сохранения ее статуса великой мировой державы - исторического моста между Вос­током и Западом. Важнейший и нетленный завет Победы потомкам - забота о величии и могуществе России, ее равноправии и независимости в мировом сообществе держав и народов.

Славные воинские деяния наших предков никогда бы не приобрели для нас такой наглядности и убедительности, если бы не сведения об их героической судьбе, быте, снаряжении, обмундировании. Именно благодаря музейным экспонатам военная история из комплекса весьма отвлечённых понятий превращается в нечто реальное и зримое.

Наш уголок-музей основан в 1985 году по инициативе учителя физкультуры нашей школы классного руководителя М.Капустина – Ливенцева А.А.  В нём очень мало экспонатов, но и тот малый фонд, который имеется, позволяет нам гордиться нашими знаменитыми земляками.

   Наличие фонда экспонатов

1.    Личные вещи М.И.Капустина: офицерская шинель, парадный мундир (рубашка, галстук, брюки, форменный пиджак), фуражка, белые перчатки, ремень, наушники.

2.    Альбом с биографией М.И.Капустина и подлинными фотографиями из его жизни.

3.    Воинская характеристика с места службы и Отзыв командира о М.Капустине.

4.    Увеличенные фотографии из личной жизни и места службы  М.И.Капустина.

5.    Школьная парта, за которой сидел М.Капустин.

6.    Картина-портрет М.И.Капустина, написанная художником А.С.Страховым.

7.    Стендовый материал о воинах – интернационалистах, участниках афганской и чеченской войн,  выпускниках нашей школы (с подлинными фотографиями).

8.    Стендовый материал о нашем земляке Герое Советского Союза Котове Я.М. с его биографией и подлинными фотографиями.

9.    Фотографии и письма терешковцев-участников Великой Отечественной войны.

10. Стендовый материал об учителях-участниках Великой  Отечественной войны Гопченко В.И. и Нужном Г.М.

11. Стендовый материал: история села в годы войны.

12. Поделки детей по патриотической тематике.

   Работа уголка-музея:

 1.    Связь музея с общественными организациями: районным комитетом воинов-интернационалистов, районным Отделом по образованию, Центром Детского творчества, сельским Домом Культуры и сельской библиотекой, местными поэтами.

2.    Связь музея с семьёй и родственниками М.И.Капустина.

3.    Экскурсии для учеников школы и жителей села.

4.    Ежегодные экскурсии для участников соревнований по волейболу на Кубок имени М.И.Капустина.

5.    Проведение линеек памяти, классных часов, общешкольных мероприятий ко дню рождения и дню смерти М.И.Капустина, ко Дню освобождения г. Богучар от немецко-фашистских захватчиков, Дню Защитника Отечества, Дню памяти и скорби, Дню Победы.

6.    Организация творческих вечеров, сочинений, выставок поделок и рисунков по патриотической тематике.

Документация школьного музей "СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ"

Положение о школьном музее

 (Следы времени)

1.     Общие положения

 1.1.   Школьный музей «Следы времени» (далее - музей) - являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2.   Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3.   Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

 2.     Основные понятия

 2.1.    Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2.    Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3.    Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4.    Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5.    Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6.    Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3.     Организация и деятельности школьного музея

 3.1.    Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2.    Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3.    Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

Основные направления деятельности музея являются:

•         Археология и быт села;

•     Из истории основания и развития МОУ Терешковской ООШ

•         Наши земляки;

•         Они защищали Родину;

•         Учителя нашей школы;

•         Пионерская и комсомольская жизнь школы;

•         Летопись событий наших дней:

 3.4.    Обязательные условия для создания школьного музея:

-   музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

-    собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

-    помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

-    музейная экспозиция;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

 4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

-    документирование природы, истории и культуры родного края;

-    осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению,  развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической,  информационной  и иной деятельности, разрешенной законом;

-    развитие детского самоуправления.

-    5.     Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

 5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

-  учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

-  учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2.   Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3.   Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4.   Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5.   Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6.           Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

 6.     Руководство деятельностью школьного музея

 6.1.    Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образо­вательного учреждения.

6.2.    Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществ­ляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.

6.3.    Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4.    В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет со­действия или попечительский совет.

 7.Реорганизация (ликвидация) школьного музея

 Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций ре­шается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образова­нием.

 

ПРИКАЗ

 10  октября 2011 года .    №_18

 О создании школьного музея

 На основании Письма Министерства Образования РФ  от 12.03.2003 г.  № 28-51-181/16 и целях обеспечения дополнительного краеведческого образования, гражданско-патриотического и толерантного воспитания школьников, организации поисково-исследовательской, экскурсионно-просветительской работы

ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Создать в МОУ Терешковской ООШ музей «Следы времени» с 10 октября 2011 года.
2.Назначить директором музея учителя истории Украинскую Елену Николаевну.
3.Выделить для размещения музейной экспозиции кабинет №   .
4.Разработать концепцию экспозиции музея, положение и Устав музея.
Срок до 19 октября 2011 года  Отв. Директору музея Украинской Е.Н.

5.Разработать социально – гражданский проект «Истоки».

Срок до 18 октября 2011 год       Отв.Учитель русского языка и литературы Удовиной С.И.
6.Ответственность за противопожарную безопасность в помещении музея возложить на директора музея Украинскую Е.Н.

Директор школы      Романов Е.П.

 

 

      Е- mail:terechkovo48@mail.ru          Сайт создан 20.08.2011. МОУ Терешковская ООШ © 2011.      Руководство  и Идея проекта: Романов Е.П

Hosted by uCoz